«Организация турниров – это реальный вклад в развитие молодежи» – интервью Геннадия Веселкова из GameInside.ua

«Организация турниров – это реальный вклад в развитие молодежи» – интервью Геннадия Веселкова из GameInside.ua

Киберспортивный журналист и организатор турниров Геннадий Веселков – о том, как увлекся киберспортом, как развивал Gameinside.com и сильно ли изменилась esports-индустрия за последние годы. Читайте об этом в интервью эксперта для eSPORTconf Ukraine 2019.

Геннадий Веселков работает в сфере киберспорта с 2002 года, занимаясь киберспортивной журналистикой и организацией масштабных турниров. Также выступал судьей для более чем десяти esports-дисциплин, был главным членом жюри отборочных этапов самого масштабного в мире киберспортивного турнира World Cyber Games. Сейчас Геннадий – владелец и директор портала GameInside.ua.
 

Интервьюер: eSPORTconf Ukraine 2019 (eSPORTconf)

Респондент: Геннадий Веселков (Г.В.)

eSPORTconf: С чего началось ваше увлечение киберспортом и как оно переросло в серьезную профессиональную деятельность?

Г.В.: Это случилось еще в школе, в 90-х годах. Я просто увлекался компьютерными играми, тогда они только появлялись – первый Warcraft, «Дюна 2», UFO и другие. Затем были игры, в которые можно было играть по сети, и это взорвало гейминг. С появлением StarCraft и Quake люди начали не просто играть, а пробовать соревноваться, определять сильнейшего. Этот процесс происходил не благодаря разработчикам, как сейчас, а абсолютно спонтанно. Просто игроки сами хотели соревноваться и сами пробовали придумывать правила и делать свои турниры.

Большую роль тогда сыграли первые киберспортивные сайты, на которых собирались единомышленники, обсуждали турниры, делали анонсы новых мероприятий. Помогали этому многочисленные компьютерные клубы. Турниры были им интересны как способ быстро заявить о себе, привлечь аудиторию.

Из мира игр в мир киберспорта я попал случайно, когда пошел поболеть за друзей на турнир по Quake 3. Это было одно из первых состязаний по игре, и там участвовало больше сотни игроков. Происходящее меня настолько зацепило, что я засел за тренировки, полностью погрузился в киберспорт. Затем вступил в команду, мы постоянно искали клубы, которые дадут нам возможность тренироваться бесплатно, так как дома мощного компьютера у меня, например, не было. Чемпионом страны я не стал, но играл на довольно высоком уровне.

В какой-то момент я устроился в компьютерный клуб администратором, не столько из-за денег, сколько из-за возможности тренироваться бесплатно. Но турниров хотелось больше, и поэтому начал организовывать чемпионаты самостоятельно.

eSPORTconf: Расскажите об этом подробнее. Как начали заниматься организацией киберспортивных турниров? Что это были за турниры и какого размера?

Г.В.: В то время организаторами становились игроки, так вышло и со мной. Сначала проводил местные турниры на районе. Сам придумывал правила, составлял регламент, рисовал афиши, расклеивал, делал объявления в Интернете. Руководство компьютерного клуба относилось к этому лояльно. Когда понял, что нужно двигаться дальше, пошел и предложил свои услуги директору компьютерного клуба CyberZone, который открывался в самом центре Киева в 2002 году. Тогда это было на чистом энтузиазме, денег никто не платил, максимум – давали возможность бесплатно тренироваться в клубе, но я просто горел киберспортом, деньги мне были не важны.

eSPORTconf: Каким был самый масштабный и успешный турнир, который вы организовывали?

Г.В.: Безусловно, это World Cyber Games. На самом первом турнире в Украине я был участником, на втором – одним из судей на всеукраинском финале и организатором киевских отборочных. На третьем турнире я был главным судьей и много лет занимался организацией до самого закрытия события. В те годы WCG был главным турниром в стране, отборочные этапы проходили в семи городах в 4-5 дисциплинах, в них принимали участие тысячи игроков. Подготовка к турниру шла год – это был шанс для каждого отправиться на чемпионат мира.

Нужно понимать, что тогда еще не было разделения на профессиональные и аматорские турниры: состязание было открытым и в нем принимали участие все соревнующиеся киберспортсмены страны. Кроме WCG, были ESWC, ASUS Open и многие другие, но WCG, безусловно, был главным турниром для всех киберспортсменов мира.

eSPORTconf: С каким компаниями сотрудничали в плане организации ивентов и что именно для них проводили?

Г.В.: WCG мы проводили с Samsung; много лет плодотворно сотрудничали и продолжаем сотрудничать с компанией ASUS. Вообще вклад ASUS в киберспорт сложно переоценить. Турниры ASUS Open наравне в WCG создавали киберспорт в стране. Мы проводили всеукраинские этапы этой серии турниров, и они собирали тысячи участников.

Сама серия проходила ежеквартально и собирала аудиторию из всех стран, где понимают русский язык. И по сей день ASUS поддерживает множество турниров, за что ей огромная благодарность. Например, уже не первый сезон спонсирует нашу Национальную киберспортивную лигу (NCL), сейчас поддерживает всеукраинский турнир от Федерации киберспорта Украины.

Конечно, среди наших партнеров было множество других компаний, в том числе Visa, Pepsi, Nvidia, HyperX. За эти годы мы сотрудничали с десятками известных брендов.

eSPORTconf: Расскажите о том, как вы собрали один из самых успешных в стране коллективов по Warcraft III – когда это было и каков результат?

Г.В.: Когда вышел Warcraft III, я организовал первый в стране, а может, и в СНГ турнир по этой игре, и она очень быстро набрала обороты. В какой-то момент оказалось, что она популярнее любой другой в мире. На LAN-ы приходило по 100-200 участников. Турниры шли каждую неделю, ажиотаж был огромным.

Сразу в нескольких клубах столицы сформировались сильные команды, которые конкурировали за первенство. Я сам очень много играл в эту игру, хоть и не соревновался. Удалось сплотить вокруг себя сильных ребят, которые полностью посвятили себя тренировке. Мы тренировались днем, а вечером устраивали разбор полетов. Все буквально жили киберспортом. С теплотой вспоминаю те времена.

Игроки показывали отличные результаты, в том числе на СНГ-турнирах. Главной звездой в команде был простой парень из Броваров, которого я заприметил еще на WCG по StarCraft, Михаил «HoT» Новопашин. Со временем он перерос нашу локальную команду и стал одной из главных звезд мирового киберспорта.

На его счету – бронзовые медали на чемпионатах мира, золотые медали на чемпионате Европы, множество престижных наград на других турнирах. Пока он играл, ему не было равных в стране, и лишь немногие могли его обыграть на мировой арене.

Фактически он стал первым профессионалом в киберспорте и, выступая за нашу команду в Украине, на международной арене представлял сильнейший тогда коллектив SK-Gaming. Уже в 2005-2007 годах его зарплата исчислялась в тысячах долларов. В том же CS профессионалы тогда получали зарплаты 200-500 долларов.

eSPORTconf: Как давно занимаетесь журналистской деятельностью в сфере киберспорта? С чего ее начали?

Г.В.: Еще примерно в 1998-м я зарегистрировал домен и сделал свой первый новостной сайт о киберспорте cybersport.org.ua. Пробовал самостоятельно писать, параллельно играть и проводить турниры. Тогда я подрабатывал дизайнером в политическом интернет-издании и одновременно занимался сайтом. Но когда перешел в CyberZone организатором турниров, как раз запускался крупный проект Gameinside.com. Портал был связан с клубом. На сайте писали лучшие киберспортсмены и организаторы, например, основатель Na’Vi Александр Кохановский и нынешний CEO Na’Vi Евгений Золотарев опубликовали на нем довольно много статей в те годы.

Портал освещал турниры, которые проходили в CyberZone. Сначала я писал о турнирах, делал анонсы, вел репортажи, затем начал писать статьи. Со временем увлекся фотографией и стал главным фотографом сайта. В итоге побывал на множестве турниров мирового уровня, откуда вел колонки, делал фотографии.

eSPORTconf: Какое из ваших направлений деятельности все же является приоритетным – организация турниров или журналистика? Почему?

Г.В.: У меня нет такого направления. Мне нравится все, что связано с киберспортом, поэтому хочется постоянно экспериментировать. Например, недавно мы открыли первый в мире фанатский бар киберспортивной команды – это фанбар Na’Vi.

Организация турниров – это реальный вклад в развитие молодежи, в развитие киберспорта. Этой весной на различных выставках мы провели больше 20 турниров и в очередной раз убедились в том, насколько большой интерес к киберспорту существует. В клубе и по стране мы организовываем десятки турниров в год.

Журналистика мне не менее интересна. Поездки на турниры, эмоции, которые дарит киберспорт, – бесценны. GameInside.ua – это портал в мир киберспорта, где можно узнать новости, анонсы турниров, прочитать интересные материалы. Хотелось бы больше времени уделять сайту, ведь несмотря на то, что сегодня существует огромное количество источников информации, например, блоги, группы в социальных сетях, у сайта есть преимущество. Здесь нет искусственных границ. Ты можешь писать обо всем, делать сложные материалы с фото и видео. Тебя не загоняют в рамки.

eSPORTconf: Как возник портал GameInside.ua и тяжело ли было популяризовать портал в то время?

Г.В.: Сайт создавался группой энтузиастов – геймеров, там были и квейкеры, и каэсеры, и варкрафтеры. Один писал код, другой рисовал дизайн, кто-то занимался администрированием, остальные занимались наполнением. Фактически первый GameInside – это коллективный продукт фанатов киберспорта, он получился благодаря труду и желанию ряда идейных людей.

Обороты портал набрал довольно быстро, людям была необходима «точка входа» в киберспорт.

В те времена подобные ресурсы появлялись постоянно, была мощная конкуренция. Но сайт был связан с главным киберспортивным клубом страны CyberZone, здесь был центр тусовки. На портале была самая свежая и актуальная информация, а тексты писали тогдашние звезды киберспорта.

Авторы в то время писали абсолютно бесплатно – это было честью, если тебе давали возможность публиковаться на таком сайте. Буквально за год или два он стал изданием № 1, посвященным киберспорту в стране. Очень сильно сайт бустонулся во времена взлета Na’Vi в 2009-2010 годах. Тогда у команды не было медийного отдела, и именно мы ездили с ней по всему миру, освещали все ее выступления на чемпионатах мира. Наши поездки тогда поддерживал Арбалет – меценат, благодаря которому тогда и выстрелила Na’Vi.

eSPORTconf: Как изменилась отрасль киберспорта за годы вашей в ней работы?

Г.В.: Очень сильно. В свое время я организовывал одни из первых турниров, когда соревновались просто за идею или за ящик пива. В те времена даже не существовало такого понятия, как киберспортсмен, люди стеснялись себя так называть, так как рисковали быть осмеянными. Профессионалы и любители играли на одних и тех же турнирах, плечом к плечу. Вы могли прийти к нам в клуб и играть с призером чемпионата мира, могли учиться у него.

Сегодня это огромная, динамично развивающаяся индустрия. Молодежь стремится попасть в киберспорт, это стало престижно, на международной арене разыгрываются огромные призовые, в мире существуют сотни профессиональных команд с развитой инфраструктурой, тренировочными базами.

Каждый год в киберспорт приходит все больше новых спонсоров, вливаются большие инвестиции. На сегодняшний день это самый молодежный и динамично развивающийся вид спорта, и, несмотря на свой молодой возраст, по популярности он уже оставил большинство традиционных видов спорта позади.

Геннадий Веселков выступит спикером ивента eSPORTconf Ukraine 2019, посвященного заработку в киберспорте. Эксперт прочитает доклад о том, как работать с esports-аудиторией, и расскажет, в чем заключаются перспективы интеграции брендов в киберспортивные турниры.

назад к списку
Посетителю
Купить билет
Спонсору
Стать спонсором
Спикеру
Стать спикером
СМИ
Аккредитация

Подписаться на новости

Подписавшись на нашу рассылку, вы будете получать последние новости индустрии киберспорта, интервью, видео, аналитику и многое другое!

map